Главная страница сайта  Российские промышленные издания (узловые агрегаты) 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 ... 20

В правой части графика на фиг. 16 показано изменение величины н-о в зависимости от коэффициента а (при а > 1) для бензина, сгорающего в карбюраторном двигателе, а на фиг. 17 - изменение того же коэффициента для дизельного топлива.

При построении кривых (фиг. 16 и 17) принято:

Бензин............... С= 0,855; Н = 0,145; тг = 114

Дизельное топливо.......... С = 0,870; Н = 0,126; О = 0,004

Влияние молекулярного веса mj- на величину ДМ незначительно, так как для большинства топлив. применяемых в карбюраторных двигателях, т7->100.

Аналогично для карбюраторных двигатели, подставив выражения (30) и (25), получим

Н О J

ДМ=: - + --кгмолЫкг топлива. (34)

4 32 т-р

Выражения (33) и (34) показывают, что:

а) при сгорании жидкого топлива объем всегда увеличивается;

б) изменение объема при сгорании не зависит от коэффициента избытка воздуха а;

в) изменение объема при сгорании зависит только от содержания в топливе Н и О, а в карбюраторных двигателях, кроме того, от молекулярного веса топлива .

Влияние содержания водорода и.кислорода в топливе на величину ДУИ обусловлено следующим: кислород жидкого топлива (объемом которого пренебрегают), при обращении в газообразное состояние дает увеличение

объема, равное кгмоль.

Сгорание водорода жидкого топлива дает объем водяного пара в 2 раза больший, чем объем необходимого кислорода, вследствие чего происходит

увеличение объема продуктов сгорания на величину - /сгмоль.

Объем испаренного топлива /сгмоль в горючей смеси до сгорания

не оказывает влияния на количество продуктов сгорания, количество газов остается одним и тем же независимо от того, находится ли топливо до сгорания в жидком состоянии или в виде паров.

Относительное изменение объема при сгорании горючей смеси характеризуется так называемым коэффи циентом молекулярного изменения свежей смеси q, который представляет собой отношение количества килограмм-молей продуктов сгорания к количеству килограмм-молей горючей смеси до сгорания. Из этого определения следует, что

о = ж,-+ж-

При подстановке выражений (34), (25), (33) и (27) получим в случае полного сгорания при а>1 для карбюраторных двигателей

Н L

4 32 mj

10=1+----, (36)

а для двигателей с воспламенением от сжатия

Н О



Обе ЭТИ Кривые, как и формулы (36) и (37), показывают, что коэффициент молекулярного изменения н-о свежей смеси жидкого топлива всегда, больше единицы, но зависит от коэффициента избытка воздуха а, уменьшаясь при увеличении а. Кривые зависимости р-о от а имеют гиперболический характер: по мере увеличения а величина р-о асимптотически приближается к единице.

Увеличение объема при сгорании жидкого топлива, характеризуемое величинами АУИ и р-о является положительным фактором, так как при этом полезная работа газов в цилгндре двигателя при расширении продуктов сгорания несколько увеличивается.

Мо 1,15

1,70

л

л

л

л

\>

г

DJ 08 09 10 1.1 П 1.3 а

Фиг. 16. Влияние коэффициента избытка воздуха а на коэффициент молекулярного изменения свежей горючей смеси для легких топлив:

/ - автомобильный бензин; 2-смесь 70о/о бензина с 30°/о моторного бензола; 3 - этиловый спирт (абсолютный)-

ш

1.05

т юз ш

10} 1.00

о Z . и 6 а

Фиг. 17. Влияние коэффициента а на коэф{}жциент молекулярного изменения свежей смеси для дизельного топлива.

Для определения количества различных составляющих продуктов сгорания газообразного топлива служит выражение

1 кг моль С^Н^О^ -f --- 0 = пкг моль COg

-\- ~кг моль HgO,

по которому можно подсчитать, сколько СО2 и Н2О получается при сгорании различных соединений вида С^НрО^,

Таким образом, количество отдельных компонентов продуктов сгорания 1 кгмоль {м^) газообразного топлива выразится следующим образом:

TVfСО2 = 2 QHO кгмоль!кгмоль или м^/м^ топлива;

Mi-{o=Yn*nr*- -л^/и^ топлива; Мо - 0,21 (а -1) Lq кгмоль/кгмоль или м^1м^ топлива; М^ = 0,79aLo -\- N2 кгмоль/кгмоль или м^/м^ топлива.

Отсюда общее количество продуктов сгорания

= 2 (г + -f ) QH A + aZo-0,21 Lo + N2

(38)

(39)



ИЛИ, так как

или

= 1 + <о + 2 + у - l) QHOr кгмоль/кгмоль топлива, (40)

М2 = Мсо. + Мн.о + 0,79Lo 4- (а -1) Lo = Л4 + (а -1) L (41)

где Мо - количество продуктов сгорания, получающееся при сгорании

1 кгмоль (м^) газового топлива при а=1; {а-1) - количество воздуха, находящегося в продуктах сгорания при

данном ос.

Изменение объема при сгорании газового топлива

ДМ = Mg - М^ = 2 + Т ~~ О Рг кгмоль/кгмоль

или м^/м^ топлива. (42)

Из этого выражения следует, что в отличие от жидкого топлива при его рании газообразного топлива:

а) возможно как уменьшение, так и увеличение объема;

б) изменение объема зависит от природы входящих в топливо углеводородов, от количества их и соотношения между количеством углеводородов и количеством водорода и окиси углерода.

Если в соединении С^Н^О^ число атомов водорода т<(4-2г), то вели- чина ДМ отрицательна, т. е. объем при сгорании уменьшается. При т> (4-2г) величина ДМ положительна, т. е. объем увеличивается.

В генераторном газе содержание углеводородов с числом атомов водорода более четырех обычно незначительно. Поэтому при сгорании генераторного газа наблюдается уменьшение объема (ДМ-О). При сгорании природного газа обычно получается лишь незначительное увеличение объема (ДМ> >0), так как основным компонентом его является метан СН, не дающий изменения объема при сгорании (AM = 0).

Таким образом, коэффициент молекулярного изменения свежей смеси при газообразном топливе может быть меньше и больше единицы.

о=Ж.=-+-Щ- (43)

В двигателях многих типов при изменении режима работы изменяется величина коэффициента избытка воздуха а. Поэтому представляет интерес анализ зависимости состава продуктов сгорания от а.

Из формул (28) и (38) видно, что при условии полного и совершенного сгорания коэффициент избытка воздуха а не влияет на абсолютные количества СО2 и Н2О, содержащиеся в продуктах сгорания. Однако с увеличением коэффициента а в продуктах сгорания увеличивается количество двухатомных газов (N2 и О2), а следовательно, увеличивается и величина Мг. Вследствие этого в зависимости от изменения коэффициента избытка воз-.духа а меняется объемный состав продуктов сгорания.

Объемные доли отдельных компонентов продуктов сгорания легко находятся делением выражений (28) и (38) на выражение (31) или (41) суммарного количества килограмм-молей продуктов сгорания. Если через COg,



HgO , О2И N2 обозначить объемные доли соответствующих газов во влажных продуктах сгорания, то для жидкого и газообразного топлива

Н.О =

Мо + (а - J)I

Л^н.о

Н.О

Mo + (a-l)Zo-

.(44>

Эти выражения представляют собой зависимость объемного состава^ продуктов сгорания от состава горючей смеси до сгорания (т. е. от ос).

ш

ш

т

ш

т

соЧ

2.0 .Q а)

т

т

ш

Ш

ш

Vol Щ

Фиг. 18. Состав продуктов сгорания дизельного топлива: а - влажные продукты сгорания; б - сухие продукты сгорания.

Пример изменения состава (в %) продуктов сгорания жидкого топлива^ в зависимости от коэффициента а для топлива приведенного выше элементарного состава показан на фиг. 18, а.

Из диаграммы (фиг 18, а) видно, что процентное содержание углекислого газа и водяного пара падает с увеличением избытка воздуха. Это падение происходит почти исключительно вследствие увеличивающегося процентного содержания кислорода, объемное же содержание азота мало зависит от коэффициента избытка воздуха а

Сухие продукты сгорания при полном сгорании (а>1)

Состав продуктов сгорания работающего двигателя определяется при помоши химического анализа проб отработавших газов, отбираемых из выпускного трубопровода в аспираторы или непосредственно в газоанализатор. По тякому анализу можно судить о полноте сгорания, а также определить коэффициент избытка воздуха и ряд других параметров, характеризующих протекание рабочего процесса в цилиндре двигателя.

При объемном анализе газа обычными газоанализаторами продукты сгорания, находящиеся в бюретке прибора, насыщены водяными парами. Для объемного определения состава газа объемы следует измерять при постоянной температуре и постоянном давлении. При этом условии отношение объелюв влажных составляющих к начальному объему влажного газа равно отношению объемов сухих газов. Поэтому объемный состав отработавших газов, определяемый обычными газоанализаторами, выражается в долях от общего количества сухих лродуктов-сгорания, т. е. продуктов сгорания, не содержащих водяного пара.



1,У, Мсух а (0,79+)-0,21

(46)

о. 0.21 ( - 1) и 0.21 ( - 1) (0.79 + Щ . 2 Мсух Мсух а (0,79 + р) 0,21 р

N, 0.79aLo 0,79 (0,79 + Р) ,4-

Мсух М,у, а (0,79-i-P)-0,21 Г

Объемный состав (в %) сухих продуктов сгорания дизельного гоплива приведен на фиг. 18, б, из которой видно, что в сухих продуктах сгорания при увеличении коэффициента а уменьшается содержание углекислого газа и азота вследствие увеличения относительного содержания кислорода. Предельные значения COg и Og получаются при а = 1 и а = оо:

прн а = I = 0: COS = . ;

max 1 + Р

при а = со О2 = 0,21- СО2 = О (чистый воздух).

Формула (46) позволяет выразить величину а в функции содержания vглeкиcлoгo газ& в сухих продуктах сгорания

0,21 / 0,79 , Л

(0.79 +

(49)

Таким образом, при условии полного сгорания по анализу продуктов сгорания на COg можно подсчитать соответствующую величину коэффициента избытка воздуха (в том случае, если известен элементарный состав топлива). Выражение (49) показывает, что зависимость величины а от COg имеет гиперболический характер.

Формулу для определения коэффициента а можно получить также из выражения (48):

0,2 IPN

(50)

(0.79 -f р) (N-0,79)

По выра.жению (50) можно подсчитать значение а по величине

Ы^2=1-(СЦ + 0). (51)

Совместное решение уравнений (49) и (50) при использований выражения (51) позволяет установить связь между содержанием COg и суммарным содержанием COg -f О^ в сухих про дуктах сгорания, которая существует при полном сгорании жидкого топлива принятого состава:

С0 + q = 0,21 - ВСО^. (52)

Это уравнение называется контрольным, так как по нему судят о качестве сгорания по результатам анализа отработавших газов двигателя; равенство (52) справедливо только при полном сгорании При несовершенном сгорании углерода топлива правая часть выражений

При полном сгорании жидкого топлива с воздухом при между составом топлива,

составом сухих продуктов сгорания и коэффициентом избытка воздуха устанавливаются зависимости, характерные для этого'случая сгорания.

Для жидкого топлива, как видно из формул (28) и (30). количество сухих продуктов-сгорания

= - .о = 0,201. = °<°UV9

Следовательно, объемные доли отдельных компонентов сухих продуктов сгорания, согласно формулам (28) и (45), могут быть выражены через характеристику топлива Р и коэффициент избытка воздуха а следующим образом:

со, 12 0,21-0,79



становится больше левой . Несовершенным сгоранием при этом называется такое сгорание, нри котором горючая часть топлива неполностью превращается в конечные продукты окисления, а в продуктах сгорания имеется неиспользованный кислород.

Е. К- Мазингом была предложена диаграмма этих соотношений, которая пригодна как для полного сгорания, так и для несовершенного сгорания (в виде сажи), о чем будет сказано ниже.

Пример такой диаграммы (для дизельного топлива) приведен на фиг. 19. Нанесенная а ней величина ш является обратной коэффициенту избытка воздуха а, т. е.

г

)

А

л

Ю 12 h СО°л

Величина ш называется коэффициентом использования воздуха, так как показывает, какая часть подведенного к топливу воздуха может быть использована для полного сгорания.

Неполное сгорание жидкого топлива

Сгорание топлива, при котором часть горючих' составляющих топлива превращается в продукты неполного окисления, называется неполным сгоранием. Причиной неполного сгорания может быть или общий недостаток кислорода в горючей смеси при а<\, илн местный недостаток кислорода в зоне горения вследствие несовершенства смесеобразования, или недостаточность времени для сгорания переобедненных смесей.

Неполное сгорание углеводородных топлив в результате общего недостатка кислорода возможно при работе карбюраторных двигателей на богатых смесях (а<1), обеспечивающих получение максимальной мощности двигателя. Опыты показывают, что в этом случае продукты сгорания состоят из углекислого газа СО, окиси углерода СО, водяного пара Н^О, водорода Hj, азота N, небольшого количества метана сн4 (0,2-0,3%) и следов других углеводородов и кислорода О2. Небольшая неполнота сгорания углерода в СО наблюдается и при сгорании стехиометрической смеси (а = 1), а свободный кислород и при а<1. Анализ продуктов неполного сгорания показывает также, что отношение содержания водорода к содержанию окиси углерода не зависит от коэффициента избытка воздуха, т. е. MhJMqo = = const = причем значение k связано с отношением содержания водорода и углерода в топливе Н/С- Для бензинов (Н/С = 0,17 0,19) можно принять k = 0,45 0,50, для бензола (Н/С = 0,13) k == 0,30, для природного газа .fe =0,6-0,7.

При расчете состава продуктов неполного сгорания жидкого топлива обычно пренебрегают содержанием кислорода, метана и других углеводоро-

Фиг. 19. Зависимость количества [СО +О2) держания СО при полном сгорании для дизельного топлива и связь с коэффициентами избытка воздуха а и использования воздуха о.) (по Е. К. Мазингу).

Обратное неравенство возможно только прн неправильном анализе илн при дефектах газоанализатора.



дов, и считают эти продукты состоящими из пяти компонентов: СО?, СО, Н2О, Нг и N2. Для расчетов служат четыре уравнения баланса отдельных компонентов, входящих в состав горючей смеси:

С

углерода водорода кислорода

М

со 12 Н

н.о -Ь^н. = -2- co. + 0,5yMco+0,5M,o=0.21aLo-f =

О

О

= а

12 4 32

(53) (54)

(55)

азота

MN, = 0,79aLo

и экспериментально установленная связь

(56)

(57)

Определение величии Мсо^ и Мно из уравнений (53) и (54) с учетом уравнения (57) и подстановка в уравнение (55) дает возможность определить величину Мсо, а затем и количество остальных компонентов.

Таким образом, содержание отдельных компонентов продуктов неполного сгорания жидкого топлива при а < 1 может быть подсчитано из следующих выражений:

Мсо = 2 / ~ 0,21Lo кгмоль/кг топлива;

С

Men. = -т^ -2

1+/г

1 - а

0,21 Lq кгмоль/кг топлива;

М

= 2/г у--г-0,21 Lo кгмоль/кг топлива;

I -- а

Мио = -2k ~ 0,21 Lo кгмоль/кг топлива; = 0,79aLo кгмоль/кг топлива. Общее количество продуктов неполного сгорания

(58)

лл С , Н л г Н.С 0,21 -На (0,79-fp) ,

= -J2- + - + 0,79aLo = - + -у^--noi кгмоль1кг топлива. (59)

0.21

Изменение объема при неполном сгорании

С . Н

ДМ = - Mj

+ 0,79aLo

aLo -

= 0,21(l-a)Lo +

---кгмоль/кг топлива.

(60)

В отличие от полного сгорания в этом случае изменение объема дМ зависит не только от содержания в топливе водорода, но также и от содержания углерода, так как при сгорании углерода в СО происходит изменение объема, в то время как при сгорании углерода в СО2 изменения объема нет.

Принятая ранее предпосылка о составе продуктов сгорания справедлива только при уменьшении коэффициента избытка воздуха до некоторого предельного значения а^ при котором весь углерод топлива сгорает в СО и



McOi ~ О- При дальнейшем уменьшении коэффициента а часть углерод совершенно не будет окисляться и появится неполнота сгорания в виде сажи.. Значение может быть найдено следующ.им образом. При Мсо. = О

или

а„ = 1

С 1 -hk

Р 12 2-0.2lLo

1 I + k 0.79 ,п 1V

Для бензина среднего состава при р = 0,4 и k ~ 0,5 предельное зна-е - 0,5. Коэффициент молекулярг подсчитывают по выражению

чение ос р ~ 0,5.

Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси при а„р<а<Ь

0.21 (I - )Zo -~---

0=1 +-i-т>

Изменение величины в зависимости от изменения коэффициента а для бензина показано в левой части фиг, 16. На той же фигуре приведены? кривые изменения величины для смеси состава: 30% моторного бензола,. 70% автомобильного бензина, а также для этилового спирта. Все эти кривые показывают, что при а < 1 изменение состава горючей смеси более резко влияет на коэф(ициент молекулярного изменения горючей смеси v-o чем при а > 1. В точке, соответствующей теоретическому количеству воздуха (ее = 1), кривые имеют излом.

Даже когда общий коэффициент избытка воздуха а>.1 может наблюдаться местный недостаток воздуха из-за несовершенства смесеобразования. В этом случае неполнота сгорания, выявляется в виде несгоревшего углерода (сажи) при отсутствии водорода и ничтожно малом-содержании окиси углерода в продуктах сгорания. Подобная неполнота сгорания наблюдается-в двигателях с внутренним с.месеобраованнем и восп..1аменением от сжатия.

При несовершенном сгорании углерода с образованием сажи уравнение сгорания углерода при теоретическом количестве кислорода принимает следующий вид

С С

С ка углерода + кгмоль кислорода = (I - Я'с) углекислоты +

С

-f <Рс -jg- кг моль кислорода + сажи, (63)

где <fc -доля несгоревшего углерода.

Выражение (63) показывает, что в этом случае объем продуктов сгорания не завнсчт от совершенства сгорания, так как чем меньше количество получившегося COg, тем больше

С

количество неиспользованного Ог, т. е. COg + 02= -jg = const. Таким образом, коэффициент избытка воздуха а определяет количество продуктов сгорания независимо от полнотьл сгорания, т. е. (Al2) econep = (/h)roMH-

Содержание углекислого газа COg в сухих продуктах несовершенного сгорани

С

(1 ~ 9с)

полного сгорания



/ .ч - (64)

Из контрольного уравнения (52)

COf, 4-02 = 0,21-Р(С02)

определяем значение (С02)полн подставляем в выражение (64), при этом получаем

Выражение (65) дает возможность определить неполноту сгорания с образованием сажи ПО результатам анализа продуктов сгорания, если известна характеристика топлива р. Значения р^ для двигателей с воспламенением от сжатия при нагрузках, несколько меньших номинальной, обычно не превосходят 0,01, возрастая при ухудшении смесеобразования как Ф области перегрузок двигателя, так и при холостом ходе.

Неполнота сгорания с образованием сажи не влияет на значения Д/М и {Aq, так как водород топлива сгорает полностью, а окиси углерода практически не образуется.

§ 4. ТЕПЛОЕМКОСТИ СВЕЖЕГО ЗАРЯДА И ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ

Для расчета рабочего процесса двигателя внутреннего сгорания необходимо иметь для различных газов значения средних молекулярных тепло-емкостей при постоянном объел{е с. в зависимости от температуры.

Величина средней молекулярной теплоемкости при постоянном давлении требуется значительно реже, ее легко можно подсчитать по с^ учиты-вая известное соотношение

= + 1,985 ккал1кг моль град. (66)

Значения средних молекулярных теплоемкостей при постоянном объеме для различных газов, с которыми приходится иметь дело при расчете ра-бочего процесса двигателя, даны в табл. 3*. Значения теплоемкостей указаны через каждые 100° в интервале температур О-2500° С.

Величину теплоемкостей для промежуточных температур определяют шутем интерполяции.

Свежий заряд состоит:

в двигателях с воспламенением от сжатия - из воздуха, в карбюраторных двигателях - из воздуха и паров топлива, в газовых двигателях - из смеси воздуха с газообразным топливом. Вследствие того, что относительное количество топлива в горючей смеси незначительно, в карбюраторных двигателях пренебрегают влиянием паров топлива на теплоемкость заряда. В газовых двигателях весь свежий заряд обычно считают состоящим только из воздуха и при расчетах пользуются только теплоемкостью воздуха с.. Таким образом, обычно для двигателей всех типов считают, что теплоемкость свежего заряда с' = с^,. Получающиеся при этом ошибки относительно невелики.

При более точных расчетах газовых двигателей необходимо определять теплоемкость свежего заряда. Эта теплоемкость может быть подсчитана для требуемых температур по обычному уравнению теплоемкости смеси газов

= S,c K ккал/кг моль град (67)

См. М. П. В у к а л о в и ч. Термодинамические свойства газов. Энергоиздат, 1954.



Таблица 3

С{)едняя молекулярная теплоемкость газов при постоянном объеме с^ ккал/кг моль град

t° с

СОг

Cos с ЬЕ-

t с

и

4,849

5,006

4.945

4,958

6,015

4,970

6,579

6,311

7,79

8,02

5,30

т

4,925

5.069

4,952

4,977

6,073

4,983

7,117

6,805

9,05

8,97

5,38

4,958

5,163

4,968

5,012

6,163

5,013

7,582

7,431

10,23

9,60

5,47

4,970

5,275

5,009

5,065

6,272

5,064

7,987

8,1 И

11,37

10,12

5.57

4,985

5,389

5,060

5,129

6,395

5,129

8,344

8,805

12,39

10,56

5,67

5,000

5,498

5,123

5,202

6,524

5,203

8,660

9,473

13,34

10,95

5,78

5,016

5,600

5,190

5,276

6,659

5,281

8,942

\QM7

14,21

5,88

5,038

5,693

5,261

5,352

6,801

5,359

9.195

10,739

14,98

11,63

5,99

5,064

5,777

5,331

5,425

6,945

5,435

9.422

11,366

15,72

11,93

6,09

5,095

5,854

5,400

5,495

7,092

5,508

9,626

11,946

16,38

12,21

6,18

1000

5,129

5,924

5,465

5,561

7,238

5,577

9,811

12,465

17,00

12,47

6,28

1000

1100

5.166

5,988

5,527

5,624

7,383

5,642

9,980

12,931

17,58

12,72

6,36

IIOO

1200

5,205

6,047

5,587

5,683

7,525

5,703

10,133

13,342

18,10

12,95

6,45

1200

1300

5,248

6,102

5,643

5,739

7,665

5,759

10,272

6,52

1300

1400

5,291

6,153

5,696

5,792

7,801

5,813

6,60

1400

1500

5,334

6,202

5,746

5,842

7,932

5,862

10,517

6,66

1500

1600

5,378

6,248

5,792

5,888

8,059

5,908

10,625

6,73

1600

1700

5,42]

6,292

5,836

5,932

8,183

5,951

10,725

6,79

1700

1800

5,464

6,334

5,876

5,972

8,301

5,992

10,817

6,84

1800

1900

5,507

6,375

5,915

6,011

8,413

6,030

10,902

6,90

1900

2000

5,549

6,414

5,951

6,049

8,522

6,065

10,981

6,95

2000

2100

6,591

6,452

5,986

6,084

8,627

6,099

11,054

7,00

2100

2200

5,631

6,489

6,019

6,117

8,727

6,130

11,122

7,05

2200

2300

5,671

6,525

6,049

6,149

8,823

6,160

11,185

7,09

2300

2400

5,710

6,561

6,078

6,179

8,916

6,188

11,244

7,13

2400

2500

5,749

6,595

6,105

6,208

9,005

6,215

11,298

7,17

2500

Теплоемкость с^ продуктов сгорания при а~ I подсчитана для топлива еле. дующего состава (в весовых долях): С = 0,870; Н = 0,126; О =0,004.

где - теплоемкость компонента свежего заряда;

- объемная доля этого компонента в заряде. Следовательно, если содержание какого-нибудь газа, например СО, в газообразном топливе составляет СО долей от объемной единицы газа, то

Продукты сгорания в зависимости от состава топлива, величины коэффициента избытка воздуха и характера сгорания содержат различные компоненты и в различном количестве. Этими компонентами могут быть COg, НгО, Ог, Nj, со и др.

Если относительное количество этих компонентов известно, то теплоемкость продуктов сгорания может быть подсчитана как теплоемкость смеси газов по формуле

cv ~ S HvK ккал/кг моль град.

(68)

Для двигателей с воспламенением от сжатия и газовых двигателей расчет-рабочего процесса производится при а>1; в этом случае сгорание топлива-считается полным, а продукты сгорания состоящими только из СО , Oi,.

N5 и Н2О.




1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 ... 20